10 января произошел провал грунта в шлюзе канала им. Москвы, что привело к поступлению воды вперемежку с песком в Тушинский автомобильный тоннель. Авария сразу же парализовала движение на Волоколамском шоссе, к ее ликвидации были привлечены экстренные службы столицы. Предварительно главной причиной называют ошибки, допущенные при проектировании и геологической разведке. Также не исключают, что затопление могла спровоцировать неправильная постройка самой дамбы. Отмечают, что автомобилей на момент ЧП в тоннеле не было.
Провал площадью 50 квадратных метров возник по соседству с западным порталом секции тоннеля, строительство которого было завершено в 2001 году, когда создавали развязку между Волоколамским шоссе и улицей Свободы. При их обустройстве осуществили осушение канала и срыли его насыпь. Надо заметить, Тушинский тоннель имеет важное значение в разгрузке транспортных потоков мегаполиса.
История Тушинского тоннеля насчитывает более 80 лет, его возведение началось вместе со строительством канала имени Москвы, спроектированным архитектором Владимиром Кринским. А, поскольку канал, пересекавший оживленную автомобильную магистраль, прокладывался на достаточно высоких насыпях, в 1935-1936 годах приняли решение под ним проложить два параллельных друг другу тоннеля 150х6,5 м каждый, разместив их между шлюзами №8 и №7. Строительство тоннеля проводилось в неустойчивых грунтах, с семиметровой толщей воды канала над ним и заключенной в коллектор речкой Химка под ним.
Для облицовки стен сооружения использовали крымский мрамор, украшением гранитного портала стали скульптуры парашютистки и летчика. Первую трамвайную линию через Тушинский тоннель запустили уже в 1944 году, а, спустя почти 30 лет, под ним построили третью секцию. Как было сказано ранее, новые секции тоннеля 2001 года постройки.
По словам зав. лаборатории геоморфологии и тектоники дна океанов Геологического института РАН Александра Мазаровича, аварии могли предшествовать давние нарушения, последствия которых проявились только сейчас. В числе причин он называет ошибки как в проектировании, так и в области геологической разведки. Не исключает эксперт и просчеты при постройке самой дамбы.
Специалисты опасаются нового прорыва, несмотря на устранение затопления. По прогнозам геологов, потоки воды могут достичь жилые микрорайоны и подмыть фундамент домов. Есть вероятность того, что вода постепенно пробьет себе путь в Москву-реку, что также крайне нежелательно, так как в результате расширения акватории может образоваться огромный овраг, который станет причиной провала зданий. Для поиска трещины в теле канала предстоит масштабная работа.