Российский рынок геодезического приборостроения для всех приборостроительных брендов остается ключевым. В сегодняшних условиях удерживаться на плаву удается, в первую очередь, тем компаниям, которые проводят довольно агрессивную ценовую политику и стараются сдерживать рост цен на геодезические приборы. И хотя маркетологи заговорили о долгожданной стабилизации, однако пока рынок геодезического приборостроения никак не может прийти в себя после экономических потрясений. Безусловно, падению продаж способствовал постоянный рост цен на геодезические приборы, начиная с обвала рубля в 2014 году, и этот ценовой рост не прекращается до сих пор.
А при растущих ценах продолжают «сокращаться» и покупательские способности оставшихся на рынке потребителей. Ведь само по себе приобретение дорогостоящего оборудования, например, электронного тахеометра или GNSS-приемника, для конкретного потребителя становится очень значимым событием. Из-за кризиса потребители стали предельно чувствительны к возросшим ценам и более тщательно стараются сравнивать цены на конкретные приборы. Вместе с тем, в условиях продолжающейся экономической неопределенности, потенциальные покупатели постоянно откладывают намерения обновления своего приборного парка до лучших времен.
Надо сказать, что в условиях кризиса лучше всего чувствуют себя мировые приборостроительные бренды. Потому что, чем «локальнее» какой-нибудь приборостроительный бренд, тем меньше у него возможностей для стимулирования спроса, и наоборот, крупные бренды, представленные на российском рынке, могут позволить себе даже убыточные, с точки зрения маркетинга, различные акции, включая ценовые.
Один из главных лозунгов маркетинга: «Завоевать долю рынка сейчас, а потом уже решать, что с ней делать», еще никто не отменял. Как результат, несмотря на существенные колебания мирового экономического климата, швейцарский бренд Leica показывает определенный рост продаж в сегментах российского рынка. И на общем фоне затруднений продаж геодезических приборов это выглядит каким-то маркетинговым «чудом».
Для успешного существования компаний в кризис на российском рынке единого для всех рецепта нет. Для всех поставщиков очень важны личные контакты с потребителями, так как продавать сложные геодезические приборы в режимах онлайн просто немыслимо. Безусловно, все видят Leica в Интернете, но именно в 2016 году она зафиксировала серьезный рост потребителей в сети дилеров.
Сегодня на российском рынке существуют разные сегменты, разные аудитории, по- разному относящиеся к новым технологиям. И при этом все понимают, что рынок пока не созрел до полного замещения роботами, отказа от «классики», и поэтому в ближайшее время оба направления будут развиваться параллельно. В принципе, сегодняшнюю смену экономического уклада часто называют «четвертой промышленной революцией» ― наступлением эры цифровых технологий. Безусловно, многое будет зависеть от готовности самих потребителей к новым технологиям.
По прогнозам экспертов, если в ближайшее время тахеометры-роботы будут более популярны и, соответственно, увеличатся темпы продаж, а в эксплуатации роботов станет больше, то довольно скоро разрыв «ценовой планки» между классикой и роботами будет достаточно быстро сокращаться и каких-то внутренних дискуссий на эту тему ни у кого не возникает. В то же время для эксплуатации тахеометров-роботов в России не нужна какая-то особенная инфраструктура, поэтому многие потребители уже верят в это направление и развивают его.
В то же время у потребителей возникает достаточно много вопросов, например, о допустимом пределе вмешательства «интеллекта» робота в технологические процессы съемок. Однозначно ответить на этот вопрос трудно. В настоящее время уже существует несколько различных конструкторских систем с подобными областями применения. И эти процессы необходимо доводить до совершенства, искать технологические схемы исходя из экстремальных условий эксплуатации геодезических приборов.
Сегодня сами «программно-технические процессы» роботизации развиваются гораздо быстрее, чем окружающая их среда. В перспективе можно говорить о роботах, полностью обменивающихся информацией с офисом без участия человека. Самое главное ― общий настрой роботизации «оптимистичный» и акцент в основном уже поставлен на возможности восприятия объема информации человеком.