В опубликованной недавно фундаментальной монографии (Охрана почв и земель: Монография. М.: Изд-во НИА-Природа, 2015.), рассматриваются понятийные, природно-ресурсные, экологические, экономические, нормативные, правовые аспекты направления и ряд смежных.
Картографические методы охраны почв и земель в монографии серьёзно не рассматриваются и редко упоминаются. Придавая важное значение картографическим аспектам в решении поставленных вопросов, стоит с этих позиций рассмотреть содержащийся в монографии материал. Это целесообразно, поскольку представленные во введении и в первом разделе монографии проблемы охраны почв и земель могут успешнее решаться с использованием картографического моделирования. Важное значение для решения пространственно-временных аспектов картографирования и районирования почв и земель имеет рассмотрение связанных с ними понятий и терминов.
В нашем представлении почва — изначально компонент природной среды, а в связи с антропогенными изменениями — компонент окружающей среды. Границы классификационных таксонов почв нечёткие, вследствие влияния других природных компонентов (прежде всего рельефа и грунтов) и более определённые на площадях антропогенных воздействий.
Земли — многокомпонентные комплексы окружающей среды — выделяются по типам хозяйственного использования (сельскохозяйственного, лесохозяйственного, рекреационного и др.) Более дробное деление земель зависит от структуры землепользования. В сельском хозяйстве почвы сильно влияют на использование земель, а на территориях поселений их роль минимальная. Границы земель могут быть приближёнными к природным, а при влиянии административного принципа их место занимают границы кадастровых участков. Таким образом, объектами картографирования в общем случае являются почвенные разновидности, типы земель и кадастровые выделы. Этому соответствуют и типы карт: почв, земель и систем земельного кадастра. Природоохранные функции также связаны с названными типами карт. Содержание базовых почвенных карт позволяет сделать общие выводы и дать рекомендации по системам охраны, исходя из основных свойств почв и тенденций их развития. Карты видов деградации почв (эрозии, засоления, заболачивания) являются основанием для более конкретных мероприятий по охране почв.
Рекомендации по картам типов земель связаны с оценкой типа, масштаба и степени их хозяйственного освоения, то есть с различными вариантами мелиорации. Рекомендации по охране земель кадастровых участков зависят от характеристик участков, но в любом случае эти рекомендации являются экологическими, технологическими или экономическими. Роль почв в системах оценки может быть различной, а в анализе кадастровых участков в ряде случаев сводится к минимуму (например, на землях субурбанизации и коттеджной застройки).
Нелогичным выглядит определение земель как самостоятельных комплексных компонентов окружающей среды. Удачнее определять земли как комплексы, включающие все компоненты природной среды и хозяйственного освоения. Рельеф является таким же природным компонентом, хотя не имеет материального выражения и является двумерным.
Для картографирования почв, земель и кадастровых выделов, определения их экологических функций и технологии использования необходим ландшафтный, зональный или поясной подход. Региональные аспекты охраны почв и земель неоднократно рассматривались специалистами разного профиля. Однако при анализе аспектов этого направления заметен определённый разрыв между исследованиями. Так карты почвенного профиля недостаточно освещают вопросы экологии и экономии оценок, карты районирования сельскохозяйственных земель не имеют экологической информации, а карты кадастрового назначения вовсе не содержат региональную информацию. С этим связаны недостатки разработки единой государственной системы охраны почв и земель.
При рассмотрении законодательных основ охраны почв и земель приводится схема систематизации мероприятий разного порядка, которым соответствуют карты разного назначения. К высшему уровню данной классификации относятся «территории». Если отвлечься от того, что земли и почвы также имеют территории, то уровень «территорий» может рассматриваться как административные (район, область), ландшафтные (фации, урочища) или экологические (экосистемы) категории. При этом урбоэкосистемы являются синонимом не всех экосистем, а только природно-антропогенных, значительно освоенных. Указанной категории соответствуют административные, ландшафтные и типологические экологические карты. Как компоненты среды территории могут рассматриваться условно в качестве частей более крупных территорий, обладающих самостоятельностью (например, соседние страны).
С позиций современного понимания земли являются кадастровыми категориями, выделяемыми по типам хозяйственного использования. Карты земель составляются с учётом природных, экологических и экономических характеристик. Почвы являются компонентами природной среды и картографируются по таксонам их классификации. Негативные процессы, отнесённые к почвам, могут относиться к территориям (обезлесение, опустынивание) и землям (заболачивание, подтопление). Каждый уровень классификации может иметь свой набор негативных процессов и мероприятий по охране.
Как отмечают авторы, ввиду важности научно-методического обоснования тенденций использования земель особую ценность приобретают карты прогноза, мониторинга и рекомендаций в целях совершенствования систем охраны почв и земель. При ссылке на закон «Об экологическом мониторинге в городе Москва» отмечено, что в перечень компонентов природной среды не включены земли. На наш взгляд, оценка подземных вод и почв без анализа поверхностного субстрата, как основной части земель, невозможна. Системы мониторинга в целях охраны почв и земель должны иметь особые организационные, технологические и экологические основы, обеспечиваться специализированными базовыми, оперативными и итоговыми картами.
Тесным связям землеустроительного и кадастрового законодательства с вопросами зонирования территории посвящён отдельный раздел монографии. Это естественно, так как классификации земель по категориям, структуре и природным особенностям — основа их кадастровой и правовой оценки. При детальной классификации видов использования земель не учтены их природные особенности, в частности, почвы и возможности картографирования.
Выделение кадастровых округов, районов, кварталов и участков подчинено административно-территориальному принципу. При этом ведётся территориальное планирование и градостроительное зонирование. По нашему мнению, в первую очередь целесообразно проводить территориальное зонирование, а затем градостроительное планирование. Первое сопряжено с использованием картографических методов и является основой для второго.
Справедливо отмечено, что при учёте вопроса зонирования территорий наблюдается тенденция снижения роли экологического фактора в управлении земельными ресурсами. Следует подчеркнуть, что одной из причин этого является разрыв методик экологического картографирования на региональном уровне и методик оценки состояния кадастровых выделов. Сближение этих методик наиболее перспективно на уровне кадастровых округов и районов и пока затруднительно на уровне кадастровых участков.
Значительный по объёму раздел монографии посвящён изложению законодательных актов и федеральных законов. Следует отметить, что многие законы приняты в 1994–1996 гг. и возможно нуждаются в поправках и дополнениях. Наибольший интерес применительно к проблемам охраны почв и земель вызывают законы, касающиеся территорий чрезвычайных ситуаций, рекреаций и охранных зон. В материалах по законодательству подробно освящены организационные, правовые, экологические и экономические аспекты, права и обязанности государственных и общественных организаций, проблемы экологической экспертизы. В законе о геодезии и картографии, к сожалению, упоминаются только топографические карты и материалы дистанционных исследований. Без учёта материалов тематического картографирования этот закон не решает основных проблем охраны почв и земель. Особое место занимают законы «Об охране озера Байкал» и «Об охране окружающей среды». Последний касается проблем нормативов качества окружающей среды. Примечательно, что наибольшее внимание на картографическое оформление результатов зонирования и планирования обращено в Градостроительном кодексе РФ и в Лесном кодексе РФ, в котором даётся информация о важности проведения мониторинга состояния лесов. На поддержание плодородия почв указывается в законе «О развитии сельского хозяйства». Упомянутые выше законы требуют, на наш взгляд, авторских пояснений и дополнений, касающихся охраны почв и земель. Интерпретация ряда законов с позиций использования дистанционно-картографических методов представления материала позволила бы полнее и объективнее показать важность этих федеральных актов. В приложении хотелось бы видеть образцы картографических моделей по оценке и охране почв и земель.
В разделе «Методология оценки почв и земель» прежде всего рассмотрены проблемы нормативов качества почв. Приведены нормы показателей качества почв по степной и таёжно-лесной зонам. При определении экологических нормативов учитываются почвенные разности и категории земель, которые легли в основу оригинальной матрицы. Разработанную методику, ориентированную на пространственные закономерности, желательно было бы сопроводить оригинальными картами нормативного качества почв, параметрическими и интегральными. Учитывая разнообразие факторов, влияющих на нормативы, речь может идти о серии карт или об атласах для отдельных территорий.
Примерный перечень карт, решающих задачи использования и охраны почв, может быть следующим — это карты:
- параметров, свойств почв;
- деградации почв по видам и степеням нарушенности и загрязнения;
- оценки экологического состояния почв на основе нормативов;
- экономического ущерба с учётом степени деградации, уровня восстановления почв и ценовой политики отраслей хозяйства.
Аналогичный перечень можно предложить и для картографирования земель. В монографии даются ценные рекомендации по совершенствованию системы нормирования почв и земель. Эти предложения важны и для дальнейшего развития картографических методов охраны почв и земель.
Несмотря на принятие многочисленных стандартов, постановлений и решений, касающихся охраны почв и земель, авторы констатируют наличие кризиса законодательной базы. Кроме финансово-экономических причин указывается на недостаточное понимание опасности процессов глобальной деградации почв и земель. Большое количество стандартов качества почв нуждается в расшифровке их ресурсного, экономического и экологического значения. Ряд стандартов может служить для создания специализированных карт. Например, содержания загрязнителей и степени их воздействия или защиты грунтовых вод. Особенно это касается правил и норм санитарного, гигиенического или природоохранного значения. Ряд методических рекомендаций и приказов также заслуживает реализации в виде картографических моделей. Это же касается положений земельного кодекса РФ, где изменения границ земельных участков является предметом систем мониторинга и создания соответствующих оперативных карт и планов.
Получается, что монография «Охрана почв и земель» удачно касается ряда проблем, для решения которых важны картографические методы. Сделанные замечания по использованию терминов и понятий не относятся к принципиальным, но позволяют уточнить смысл их применения. Предложен образец классификации карт по их роли в решении задач охраны почв и земель. Отмечено, что затруднения в создании единой системы охраны почв и земель отчасти связаны с разными методиками оценки, существующими в научно-исследовательских, отраслевых и производственных организациях. Различия особенно заметны при сравнении методик академических и кадастровых коллективов. Рассмотренные в монографии вопросы динамики почв и земель и перспективы использования систем мониторинга непосредственно связаны с созданием картографических моделей. Положительной стороной монографии является особое внимание к государственным постановлениям и решениям. Однако многие из них нуждаются в пояснениях, расшифровке содержания и роли в решении задач охраны почв и земель. Желательной была бы классификация государственных актов по их близости к проблемам охраны природы. На нормативно-правовую базу в монографии обращено особое внимание.
Недостатки в системах нормативов затрудняют решение всех проблем направления, в том числе создания оценочных карт по охране почв и земель. Можно сказать, что нормативная база — основа объективной и экономически обоснованной стратегии охраны почв и земель. Всестороннее рассмотрение поставленных в монографии вопросов будет способствовать преодолению кризиса законодательства, о чём пишут авторы, совершенствованию как методики охраны почв и земель в целом, так и картографических аспектов этого направления.
С.А. Сладкопевцев