Развитие инженерно-геологических изысканий в предвоенные, военные и послевоенные годы

Развитие инженерно-геологических изысканий в предвоенные, военные и послевоенные годы

В 20-30-х годах прошлого века в нашей стране развернулось масштабное строительство гидроэлектростанций, каналов, промышленных предприятий, что потребовало от инженеров всестороннего изучения условий строительства, в том числе, грунтов оснований. Именно это послужило важным толчком к пока еще медленному развитию и внедрению в практику инженерно-геологических исследований.

Для обоснования проектов применялись новые методы исследований. Например, при изысканиях Верхней Свирской плотины проводились полевые опыты на срез в шурфах, а на Камышинском створе были выполнены уникальные сдвиговые испытания на дне камеры кессона. При изысканиях для гидротехнического строительства проводились опытно-фильтрационные работы, велись наблюдения за динамикой подземных вод. На площадках промышленных предприятий в комплексе полевых исследований применялось динамическое зондирование грунтоносом. По данным испытаний выбирали допускаемую нагрузку на грунты основания.

При изысканиях под мостовые переходы проводились испытания одиночных свай и кустов свай. Индустриализация и электрификация страны потребовали проведения разнообразных геологических исследований, которые и привели к выделению особой самостоятельной отрасли геологии — инженерной геологии. Формально, как самостоятельная отрасль геологии, она выделилась в 1929 году, когда вместо Отдела подземных вод Геологического комитета был учрежден Центральный институт гидрогеологии и инженерной геологии.

Основоположником инженерной геологии в нашей стране является Ф. П. Саваренский. Большая заслуга в развитии этой науки, в том числе, внедрению теоретических исследований в практику, принадлежит В. А. Приклонскому, И. В. Попову, М. П. Семенову, Н. В. Коломенскому.

В предвоенные годы инженерно-геологические изыскания пополнились опытными работами по закреплению естественных оснований, испытаниями пород взрывами для оценки их устойчивости.

гео

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов инженерно-геологические изыскания не прекратились, но изменился их характер. Война не оставляла времени на длительные исследования, предваряющие строительство. Изучение условий залегания грунтов и их свойств производилось параллельно со строительными работами. Так, по трассе свайно-ледяной железнодорожной переправы длиною 30 км через Ладожское озеро во время блокады Ленинграда в 1943 году без предварительных инженерно-геологических исследований было забито 34000 опытных свай. При забивке каждой сваи фиксировалось число ударов на 1 м погружения и конечные отказы. На основании полученных материалов были установлены протяженность и мощность слабых ленточных глин, что позволило выделить по трассе участки для забивки разных конструкций свайных опор применительно к несущим свойствам грунтового основания. Работа конструкций свайных опор была проверена опытными нагрузками. Выполненные исследования содействовали постройке переправы в сжатые сроки.

Во время войны геологи выполняли и многие другие задачи. В первую очередь, на них возлагалась ответственность за составление подробных географо-геологических карт местностей, как своих территорий, так и вражеских. На основании полученных данных прокладывались дороги для тяжелой военной техники, рылись окопы и строились укрепления. Немаловажным делом была и разведка полезных ископаемых, источников воды и пр.

гео

После окончания войны инженерно-геологические изыскания получили мощный толчок. В связи с восстановлением разрушенного хозяйства потребовалось выполнение изыскательских работ в сжатые сроки. В этот период на строительных площадках стало широко применяться зондирование, вначале использовалось преимущественно динамическое, а затем и статическое.

С конца пятидесятых годов стали развиваться такие методы, как испытания грунтов штампами, вращательный, кольцевой и поступательный срез, прессиометрия. Все в больших объемах стали выполняться испытания натурных свай, а затем и моделей свай.

Важную роль стали играть геофизические методы — электроразведкасейсморазведка, радиоизотопные методы. Появился пенетрационно-каротажный метод, объединивший статическое зондирование с радиоизотопными методами.

В послевоенный период были построены совершенно уникальные сооружения: крупные гидроузлы, теплоэлектростанции, атомные станции, объекты оборонного назначения. В ряде городов появились метрополитены. Крупные стройки способствовали развитию инженерно-геологических методов исследований.

Шестидесятые–семидесятые годы XX столетия ознаменовались подъемом полевых и лабораторных методов инженерно-геологических исследований. В этом большую роль сыграли ведущие ученые страны: Е. М. Сергеев, В. Д. Ломтадзе, Г.К. Бондарик, И.С. Комаров, В.И. Ферронский, Б.М. Ребрик, Л.С. Аморян, М.В. Чуринов, Ю.Г. Трофименков, Н.Н. Маслов, А.К. Ларионов и многие другие.

Архангельский И.В.
ООО «НПФ «НЕДРА»

Публикации

Hexagon выпускает Luciad 2020.1
Подразделение Hexagon Geospatial запустило Luciad 2020.1, существенное… ещё
VeriDaaS планирует проект по картографированию LiD…
VeriDaaS Corp., компания, занимающаяся геопространственными решениями,… ещё
Esri UK в партнерстве с Heliguy
Esri UK объявила о новом партнерстве со специалистами по дронам Heliguy… ещё
Интеграция между роботами, GNSS, лазерным сканиров…
Trimble и Boston Dynamics объявили о стратегическом альянсе для интеграции… ещё