Перспективы восстановления роста российской экономики во втором полугодии 2016 года пока не ясны: ситуация неустойчивая, внутренний потребительский спрос слабый, что в целом может ухудшить общую динамику экономики, которая балансирует буквально «на дне».
Маркетологи пытаются анализировать текущую ситуацию и делают прогнозы о том, что будет с российским рынком в ближайшем будущем. Восстановление интереса потребителей к сегментам рынка, очевидно, произойдет после «снятия» определенных опасений относительно состояния российской экономики.
То есть в настоящее время нет признаков серьезного увеличения спроса, включая в том числе и не сезонность продаж геодезических приборов. Пока есть многочисленные риски поставщиков, поскольку даже сравнительно небольшое изменение объемов поставок геодезических приборов на российский рынок отражается на внутренних ценах.
При этом предложения на рынке геодезического оборудования: GNSS-приемники, электронные тахеометры, лазерные дальномеры, оптические и лазерные нивелиры и др. — превышают спрос, что не дает возможности для резкого роста цен.
В то же время потребители, прежде чем принять решение о покупке конкретного геодезического прибора, тщательно анализируют не только цены рынка, но и продавцов. При этом похоже, что российский рынок может выйти даже в лидеры снижения на фоне неустойчивых показателей значений мировых валют. Ухудшить ситуацию может разве что падение цен на нефть менее 40 долл.
Вместе с тем эксперты поясняют, что сейчас российский рынок мало восприимчив прежде всего к нишевым образцам геодезических приборов: тахеометрам-роботам и др. Что касается продаж остальных моделей приборов, то мировые бренды (Leica и др.) постоянно подтверждают, что им важен российский рынок, несмотря на его «хроническое» падение.
По мнению маркетологов, именно у России существует наибольший потенциал роста из всех европейских рынков. Также маркетологи уверяют, что не нужно опасаться какого-то ухода с российского рынка нишевых моделей, поскольку продажи единичны — главное, что они идут постоянно.
Вместе с тем общие перспективы приобретения этих моделей пока не ясны, так как доля тахеометров-роботов в продажах слишком низка, но когда российский рынок начнет восстанавливаться, то потенциал продаж этого оборудования, очевидно, будет превалировать в общих объемах продаж.
В целом маркетологи видят востребованность расширенного ассортимента геодезического оборудования, основываясь на положительных показателях продаж первого полугодия 2016 года. И хотя назвать какую-то самую быстро растущую категорию геодезических приборов весьма затруднительно, есть перспективы в расширении ключевых категорий продаж.
Некоторые компании-продавцы заявляют, что будут вынуждены повышать цены на «свое» оборудование, чтобы как-то восстановить прибыльность продаж геодезических приборов. Они говорят, что будут делать это постепенно, чтобы как-то соответствовать покупательской способности и постараться сохранить текущую долю рынка. При этом финансовое положение компаний продолжает ухудшаться, т.е. показатели деятельности выглядят непривлекательно и демонстрируют негативные тенденции.
С другой стороны, некоторые маркетологи говорят, что кризис только набирает обороты. В итоге к существующей покупательской способности маркетологи рекомендуют относиться с предельной осторожностью, поскольку даже минимальное повышение цен может еще более усугубить и без того недостаточный уровень рыночных продаж.
Очевидно, в подобных случаях единственный вариант удержания компаний на рынке — это экономически оправданное взаимодействие между действующими поставщиками российского рынка геодезического приборостроения, т.е. совместное повышение цен до экономически «обоснованного» уровня.