Конец XIX — начало ХХ вв. характеризуется в России бурным экономическим ростом промышленного производства, возведением новых заводов, фабрик, рудников, приисков, проектированием и строительством железных дорог, портов, возникновением совершенно новых промышленных центров в отдаленных районах страны.
Колоссальные пространства России способствовали формированию своего особого взгляда на изучение и освоение отдаленных регионов страны. Первыми специалистами на массовом строительстве инженерных, прежде всего линейных, сооружений были классические геологи (И.В. Мушкетов, В.А. Обручев, А.П. Павлов, Д.Л. Иванов, К.И. Богданович). В их задачу входило всестороннее географическое, геологическое, климатическое, биологическое и хозяйственно-экономическое изучение отдаленных территорий, установление оптимального пути прокладывания дорог и расположение поселений на вновь выявленных месторождениях. Стоит отметить, что все вышеназванные замечательные русские геологи были широко образованными академическими учеными, прекрасно понимавшими важность комплексного (уместнее применить термин государственного) изучения страны.
В мировой геологической и строительной практике того времени начали формироваться два направления в подходах изучения геологической среды для строительства сооружений, которые определялись практическими задачами стоящими перед специалистами стран типа монархий Бенилюкса и империями уже десятилетиями осуществлявшими активную территориальную и экономическую экспансию (Великобритания, Франция, Россия). Эти направления условно обозначим как «имперский» и «европейский». Большое значение имело различия инженерных и геологических школ этих стран.
По «имперскому» сценарию развивалось изучение территорий колоний в Британской империи (Канада, Индия, Австралия) и отчасти во Французской республике (ее африканские заморские территории). В силу того, что империи рассматривали свою периферию, прежде всего как сырьевые придатки, они имели сильные геологические школы с многолетними традициями и мощный инженерный корпус.
Естественно, геологи, вовлеченные в «строительное проектирование», прежде всего, занимались стратиграфией, палеонтологией, литологией и поиском месторождений полезных ископаемых. Не могли они игнорировать и геоморфологию, в том числе, современные геологические процессы: оползни, обвалы, карст, вечную мерзлоту, инженерную геодинамику в современном понимании этого термина. Поэтому их отчеты по результатам исследований были по существу геологическими, и лишь в конце давалась краткая справка о возможности строительства того или иного объекта и практические рекомендации по их осуществлению. Впрочем, региональные, а порой и межрегиональные задачи, стоящие перед геологами, такой подход оправдывал.
Классическим представителем этого направления был один из первых инженеров-геологов России Дмитрий Львович Иванов, который на втором съезде практических геологов в 1912 г. впервые применил термин «инженерная геология». «Европейское» направление характерно для стран северной и центральной Европы: Швеции, Нидерландов, Бельгии, и отчасти Германской империи. Эти страны ограничивались, как правило, локальными задачами в пределах своих территорий и за исключением Германии своей геологической школы не имели. Небольшие пространства, схожесть геологического строения страны, хорошая геологическая изученность территории и отсутствие задач по поиску полезных ископаемых выдвигали на первый план вопросы узкоспециальные: свойства грунтового основания, его взаимодействие с фундаментом сооружения и другие специфические вопросы строительного дела. Соответственно, обоснование строительства ранжировалось по совершенно другому принципу: минимум геологии и максимум информации по расчетам фундамента и осадкам.
Под геотехникой в изначальном смысле этого термина подразумевались технические методы безопасного строительства фундамента либо, в меньшей степени, устройства полотна железных дорог, и развивалось это направление в основном в крупных городах при строительстве ответственных сооружений. Одним из первых отечественных геотехников был профессор института путей сообщения Валериан Иванович Курдюмов, который в 1889 г. в монографии «Краткий курс оснований и фундаментов» говорил о них как об одном из направлений строительного искусства.
Ярчайшим представителем европейского направления в России был один из основоположников мировой геотехники профессор института путей сообщения Л.Н. Бернацкий, который в 1916 г. опубликовал классический труд «Деформации земляного полотна», в котором попытался объединить геологию и строительство в новую науку — геотехнику. Итогом его работ стала выпущенная в 1935 г. монография «Прикладная геотехника».
Мощнейший импульс развитию геотехники, безусловно, дали работы К. Терцаги, обобщенные в фундаментальной монографии «Механика грунтов» (1923 г.). Разрабатываются и внедряются в практику лабораторные и полевые методы определения механических и физических свойств. Классическим примером геотехнического подхода можно назвать метод динамического зондирования (SPT), появившийся из задачи знать глубину внедрения свай или одометры и приборы плоскостного среза. Отличает эти методы эмпирический подход, а в подтянутые к ним теоретические формулы авторы всегда включают эмпирические коэффициенты.
Параллельно с геотехническим подходом в российской геологической школе развивается общее представление о геологии применительно к строительству — инженерная геология, которая в общих чертах сформированная трудами академика Федора Петровича Саваренского, который в 1939 г. писал: «Инженерная геология является отраслью геологии, трактующая вопросы приложения геологии к инженерному делу». Как альтернатива механическому подходу в исследовании грунтов, по мере систематического накопления информации знания об их составе, строении и свойствах выделились в отдельную дисциплину, и в России впервые в мире сформировалась новая наука геологического цикла — грунтоведение. Ее становление с 1923 г. связано именами выдающихся русских ученых минералога П.А. Земятченского и почвоведов В.В. Охотина и М.М. Филатова.
В России, в силу уникальности своего географического положения, сложились и параллельно развивались оба эти направления. Геотехника в крупных городах европейской части России (Санкт-Петербург, Москва, Киев, Харьков), а инженерная геология при последовательном изучении и освоении всей территории страны и планировании комплексного развития той или иной территории. Развитию этих двух взаимосвязанных, но несколько различных подходов в середине 30-х годов положил конец выбор самобытного социально-экономического пути развития СССР.
Окончательно инженерно-геологический подход в СССР возобладал в конце 40-х гг. XX в., когда произошло разделение объектов и субъектов изучения верхней части земной коры для строительства зданий и сооружений. Инженерная геология в составе грунтоведения, инженерной геодинамики и региональной инженерной геологии вполне естественно заняла свое законное место в системе наук о Земле (естественные науки). Весь комплекс вопросов, связанных с проектированием и расчетом оснований и фундаментов, а также механика грунтов — строительная дисциплина, изучающая грунты основания и их взаимодействие с сооружениями вполне естественно отнеслись к техническими науками.
В соответствии с этим, инженерными изысканиями в СССР с 1962 г. стали заниматься в основном в мощной системе территориальных трестов инженерно-геологических изысканий (ТИСИЗ). А собственно геотехникой (не называя ее этим термином) в многочисленных специализированных ГипроНИИ (Гидропроект, ЛенморНИИпроект и др.), которые помимо отделов инженерных изысканий имели своем составе большие проектные подразделения.
Такое разделение привело к серьезному отрыву инженеров геологов от задач проектирования, а с учетом того, что профильные кафедры ВУЗов более полувека не ведут крупных проектно-изыскательских работ, студентов они готовят не столько как инженеров-геологов, а как геологов инженеров.
В настоящее время в связи с актуализаций основного руководящего нормативного документа в сфере практической деятельности СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» в состав изысканий наряду с основными ее видами (инженерно-геодезическими и инженерно-геологическими) введено понятие «инженерно-геотехнические изыскания», что вызвало резко негативную реакцию подавляющего числа ведущих ученых и части специалистов производственных организаций, работающих в области инженерных изысканий.
Очевидно, вопрос заключается в определении геотехники как науки со всеми вытекающими отсюда последствиями: предмет, объект исследования, решаемые задачи и т.д. Совершенно необходимо инициировать максимально широкую дискуссию по этому вопросу с привлечением самого широкого круга специалистов, непосредственно занимающимися инженерными изысканиями, включая инженеров-проектировщиков.