Российский рынок геодезического приборостроения: GNSS-приемников, электронных тахеометров, лазерных дальномеров, оптических и лазерных нивелиров и другого оборудования — по-прежнему падает, возможно, чуть меньше, чем в прошлом году, когда продажи геодезических приборов снизились на 35-40 %, но все равно — тенденция негативная. Ситуацию можно охарактеризовать как самое затяжное падение рынка за последние десять лет.
Рыночные стратегии участников рынка, изменившиеся под давлением кризиса, привели к ожесточенной конкуренции за покупателей, и в первую очередь за государственные заказы. Для жизнедеятельности любой компании большое значение имеет принцип непрерывности в ее работе, т.е. чем больше времени компания простаивает без заказов, тем сложнее впоследствии полноценно возобновить ее работу. Тем более, что вынужденные простои могут привести к значительному отставанию от конкурентов, а простои в 2-3 месяца могут быть критичными для дальнейшего существования практически любой компании.
Сегодня весь платежеспособный спрос на геодезические приборы закрывается стопроцентно импортом — отечественное производство отсутствует. При этом за прошедшее время маржинальность поставщиков геодезических приборов существенно упала: многие компании сократили свой персонал, слабые дилеры вообще ушли с рынка и пр. Все участники рынка ждут, что продажи в будущем году должны пойти вверх из-за отложенного в кризис спроса. В целом негативная динамика спада продаж невелика и, возможно, уже в ближайшее время рынок достигнет «твердого дна» и постепенно начнет расти.
Маркетологи считают, что в 2017 году рынок начнет восстанавливаться, так как есть определенные перспективы роста экономики и даже возможно удержание цен на геодезические приборы на уровне 2016 года, а, при правильной господдержке, например, строительной и дорожной отраслей, можно добиться роста рынка даже на 15-20 %.
Однако восстановление прежних объемов продаж геодезических приборов маловероятно из-за спада финансирования, прежде всего крупных объектов. Также девальвация рубля и выросшие цены развернули оставшихся потребителей, скорее, в сторону вторичного рынка. То есть продавцы геодезического оборудования пока не прошли «пик проблем», чтобы постепенно выйти на траекторию операционной безубыточности, а вытекающая отсюда неопределенность экономической ситуации внушает опасения.
С учетом сложности бизнеса геодезического приборостроения маркетологи скептически оценивают возможности сегодняшней интернет-рекламы: практически все оставшиеся потребители уже фактически «распределены», поэтому рынок интернет-рекламы также падает. В текущих рыночных реалиях, с точки зрения профессионалов рынка, время для интернет-рекламы сейчас непростое и, очевидно, нет смысла «много» вкладываться в неё и тратить свои ресурсы, которые и так ограничены. И хотя с ростом неопределенности резко возросла волатильность рубля, колебания мировых валют уже не оказывают большого влияния на российский рубль, а значит, и цены на геодезическое оборудование не меняются и остаются стабильными.
Впрочем, несмотря на сложную экономическую ситуацию на рынке геодезического приборостроения и очевидное снижение спроса, показатели продаж по ключевому бренду Leica находятся на уровне рыночных показателей или даже выше их. Например, самое востребованное GNSS-оборудование у мирового лидера Leica — комплект приемников Leica GS14, Leica GS08plus, электронные тахеометры Leica TS06plus R500 (5») Arctic EGL, Leica TS06 RUS R500 (5») EGL.
Сегодняшний рынок сильно просел, и в целом отношение к бизнесу такое, что необходимо тесно сотрудничать с маркетологами, изучать сегодняшних потребителей, так как, несмотря на кризис, необходимо наращивать свой потенциал, двигаться дальше. И хотя рынок падает, у продавцов нет упаднического настроения. Каждая компания ищет свой путь развития и выживания. Сегодня в основном все продавцы работают по принципу «just in time» т.е. затоваривания нет, лишние приборы не выкупаются. Нет смысла выкупать оборудование только для того, чтобы поднять свой рейтинг и показывать хорошую статистику, — это неэффективно. Необходимо, чтобы была реальная статистика продаж, склады были «сбалансированы» с учетом кризисного периода.
Но при этом следует помнить, что любые задержки в поставке оборудования — это риски для бизнеса. Безусловно, у всех продавцов одинаковые цели — выполнить планы продаж и получить хорошую прибыль, так как если нет прибыли, то, соответственно, нет денег на собственные нужды. Что касается регионов, то ситуация с продажами геодезических приборов там намного сложнее, чем в Москве или в Санкт-Петербурге. Эксперты считают, что, даже если цены будут ниже, продажи существенно не увеличатся. Покупательская способность настолько низка, что особенного прироста по объемам продаж вряд ли стоит ожидать.
Ю.А. Иванов