Геодезическое оборудование: затяжное падение российского рынка

гео

Российский рынок геодезического приборостроения: GNSS-приемников, электронных тахеометров, лазерных дальномеров, оптических и лазерных нивелиров и другого оборудования — по-прежнему падает, возможно, чуть меньше, чем в прошлом году, когда продажи геодезических приборов снизились на 35-40 %, но все равно — тенденция негативная. Ситуацию можно охарактеризовать как самое затяжное падение рынка за последние десять лет.

Рыночные стратегии участников рынка, изменившиеся под давлением кризиса, привели к ожесточенной конкуренции за покупателей, и в первую очередь за государственные заказы. Для жизнедеятельности любой компании большое значение имеет принцип непрерывности в ее работе, т.е. чем больше времени компания простаивает без заказов, тем сложнее впоследствии полноценно возобновить ее работу. Тем более, что вынужденные простои могут привести к значительному отставанию от конкурентов, а простои в 2-3 месяца могут быть критичными для дальнейшего существования практически любой компании.

Сегодня весь платежеспособный спрос на геодезические приборы закрывается стопроцентно импортом — отечественное производство отсутствует. При этом за прошедшее время маржинальность поставщиков геодезических приборов существенно упала: многие компании сократили свой персонал, слабые дилеры вообще ушли с рынка и пр. Все участники рынка ждут, что продажи в будущем году должны пойти вверх из-за отложенного в кризис спроса. В целом негативная динамика спада продаж невелика и, возможно, уже в ближайшее время рынок достигнет «твердого дна» и постепенно начнет расти.

Маркетологи считают, что в 2017 году рынок начнет восстанавливаться, так как есть определенные перспективы роста экономики и даже возможно удержание цен на геодезические приборы на уровне 2016 года, а, при правильной господдержке, например, строительной и дорожной отраслей, можно добиться роста рынка даже на 15-20 %.

Однако восстановление прежних объемов продаж геодезических приборов маловероятно из-за спада финансирования, прежде всего крупных объектов. Также девальвация рубля и выросшие цены развернули оставшихся потребителей, скорее, в сторону вторичного рынка. То есть продавцы геодезического оборудования пока не прошли «пик проблем», чтобы постепенно выйти на траекторию операционной безубыточности, а вытекающая отсюда неопределенность экономической ситуации внушает опасения.

С учетом сложности бизнеса геодезического приборостроения маркетологи скептически оценивают возможности сегодняшней интернет-рекламы: практически все оставшиеся потребители уже фактически «распределены», поэтому рынок интернет-рекламы также падает. В текущих рыночных реалиях, с точки зрения профессионалов рынка, время для интернет-рекламы сейчас непростое и, очевидно, нет смысла «много» вкладываться в неё и тратить свои ресурсы, которые и так ограничены. И хотя с ростом неопределенности резко возросла волатильность рубля, колебания мировых валют уже не оказывают большого влияния на российский рубль, а значит, и цены на геодезическое оборудование не меняются и остаются стабильными.

Впрочем, несмотря на сложную экономическую ситуацию на рынке геодезического приборостроения и очевидное снижение спроса, показатели продаж по ключевому бренду Leica находятся на уровне рыночных показателей или даже выше их. Например, самое востребованное GNSS-оборудование у мирового лидера Leica — комплект приемников Leica GS14, Leica GS08plus, электронные тахеометры Leica TS06plus R500 (5») Arctic EGL, Leica TS06 RUS R500 (5») EGL.

Сегодняшний рынок сильно просел, и в целом отношение к бизнесу такое, что необходимо тесно сотрудничать с маркетологами, изучать сегодняшних потребителей, так как, несмотря на кризис, необходимо наращивать свой потенциал, двигаться дальше. И хотя рынок падает, у продавцов нет упаднического настроения. Каждая компания ищет свой путь развития и выживания. Сегодня в основном все продавцы работают по принципу «just in time» т.е. затоваривания нет, лишние приборы не выкупаются. Нет смысла выкупать оборудование только для того, чтобы поднять свой рейтинг и показывать хорошую статистику, — это неэффективно. Необходимо, чтобы была реальная статистика продаж, склады были «сбалансированы» с учетом кризисного периода.

Но при этом следует помнить, что любые задержки в поставке оборудования — это риски для бизнеса. Безусловно, у всех продавцов одинаковые цели — выполнить планы продаж и получить хорошую прибыль, так как если нет прибыли, то, соответственно, нет денег на собственные нужды. Что касается регионов, то ситуация с продажами геодезических приборов там намного сложнее, чем в Москве или в Санкт-Петербурге. Эксперты считают, что, даже если цены будут ниже, продажи существенно не увеличатся. Покупательская способность настолько низка, что особенного прироста по объемам продаж вряд ли стоит ожидать.

Ю.А. Иванов

Публикации

Hexagon выпускает Luciad 2020.1
Подразделение Hexagon Geospatial запустило Luciad 2020.1, существенное… ещё
VeriDaaS планирует проект по картографированию LiD…
VeriDaaS Corp., компания, занимающаяся геопространственными решениями,… ещё
Esri UK в партнерстве с Heliguy
Esri UK объявила о новом партнерстве со специалистами по дронам Heliguy… ещё
Интеграция между роботами, GNSS, лазерным сканиров…
Trimble и Boston Dynamics объявили о стратегическом альянсе для интеграции… ещё