Организация экологического контроля с помощью методов дистанционного зондирования

Организация экологического контроля с помощью методов дистанционного зондирования

Специалисты в области международного права пришли к выводу о том, что в условиях научно-технического прогресса усилий отдельных государств или даже группы стран явно недостаточно, чтобы противостоять глобальному экологическому ущербу, наносимому планете Земля. Полностью прекратить загрязнение биосферы, даже если такое решение примет Генеральная Ассамблея ООН, человечество не в состоянии, поэтому необходимо совместно вырабатывать способы и методы минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду. С этой целью за последние три десятилетия заключен ряд соглашений, посвященных данной тематике. Государства в своих решениях стали опираться на принципы международного права в области охраны окружающей среды, которые представляют собой совокупность норм, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Основной принцип международного права сформулирован в Декларации, принятой на конференции по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1992): «Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы, но без ущерба окружающей среде за пределами их границ». В дополнение ряд специальных принципов звучит следующим образом:
 

  • принцип обязательного обмена государствами информацией в случае предполагаемого проведения какого-либо эксперимента или деятельности, потенциально опасной для окружающей среды;
  • принцип взаимных консультаций по поводу осуществляемой государствами экологически опасной деятельности;
  • принцип оценки трансграничных экологических последствий планируемой деятельности (система оценки разработана в рамках ЮНЕП);
  • принцип экологически безопасного развития (обязанность государств сохранять те экосистемы, которые необходимы для нормального функционирования биосферы).

Глобальное международное сотрудничество в настоящее время затрагивает различные проблемы, в т.ч. такие, как совместное природопользование и охрана окружающей среды на приграничных территориях. В данном случае постулат «экология не имеет границ» приобретает вполне реальное воплощение в программах и проектах природоресурсной и природоохранной направленности двух и более государств.

В межгосударственных отношениях следует выделить те направления, которые характерны для стран, имеющих общую государственную границу, особенно на востоке страны: Россия–Китай, Россия–Монголия, Россия–Казахстан и др. В первую очередь это касается водных проблем в бассейне р. Амур, а также формирования системы экологической безопасности в бассейне озера Байкал и р. Селенги.

По данным Федерального агентства по водным ресурсам на Россию приходится более 20 % мировых ресурсов пресных вод (без учета ледников и подземных вод). Среди шести стран мира, обладающих наибольшим речным стоком (Бразилия, Канада, США, Россия, Китай, Индия), Россия занимает второе место по водобеспеченности на душу населения — 30 тыс. м3 речного стока в год, что в 5,5 раза больше среднемирового уровня, в 2,5 раза больше, чем в США, и в 14 раз больше, чем в Китае. По данным ООН к 2025 г. Россия вместе со Скандинавией, Южной Америкой и Канадой останутся регионами наибольшей водообеспеченности — более 20 тыс. м3/год в расчете на душу населения.

В третьем тысячелетии водные ресурсы будут играть решающую роль в экономиках различных стран, дефицит пресной воды на промышленные и сельскохозяйственные нужды на планете возрастет к 2025 г. до 1,3–2,0 трлн м3/год. Если рассмотреть процентное соотношение российских водных ресурсов, то выявляется, что треть из них сосредоточена в озерах (наиболее водоемкое — озеро Байкал), четвертая часть — в болотах, пятая часть — в реках.

Среди субъектов Российской Федерации наибольшие водные ресурсы имеются в Красноярском крае и Республике Саха (Якутия), соответственно 947 и 896 км3/год, наименьшие — в Калмыкии, Белгородской, Курганской и Курской областях. Напряженная водная ситуация систематически наблюдается на Южном Урале. Следует сказать, что трансграничные водотоки служат для переноса загрязнений из одной страны в другую, что затрагивает экологические интересы Российской Федерации.

Согласно материалам научно-исследовательских работ, при изменении климатического и метеорологического сценариев в Российской Федерации в первой половине XXI-го века ожидается увеличение водных ресурсов и уменьшение их годовой неравномерности, в частности, прогнозируется увеличение стока в бассейне Волги и северных рек на 10-20 %. В то же время в южных регионах, в бассейнах рек Дона и Донца возможно уменьшение стока в связи с климатическими колебаниями. В настоящее время водообеспеченность местными водными ресурсами (тыс. м3/ год/чел) по округам выглядит следующим образом:
 

  1. Дальневосточный — 309,8;
  2. Сибирский — 77,8;
  3. Уральский — 59,7;
  4. Южный — 15,7;
  5. Северо-Западный — 52,8;
  6. Приволжский — 11,0;
  7. Центральный — 3,4.

Финансирование природоохранных мероприятий и проектов по устойчивому природопользованию, к сожалению, во многих странах мира не носит приоритетного характера. При этом инвестирование предполагается из нескольких источников, как государственных, так и негосударственных. В Российской Федерации на охрану окружающей природной среды расходуется менее 1 % валового национального продукта (ВНП), хотя специалисты считают, что финансирование в пределах 3% ВНП может повлиять только на стабилизацию экологической ситуации в стране, но не на ее улучшение. Для положительной экологической динамики требуются затраты на менее, чем 5-7% ВНП, что для Российской Федерации в настоящее время недостижимо.

Следует сказать, что на данном этапе довольно пассивную роль играют неправительственные общественные организации, пик «зеленой» активности, которых пришелся на начало 90-х годов прошлого столетия. За последнее десятилетие в жизни нашего государства не произошло сколько-нибудь заметных экологических акций активистов «зеленого» движения, повлиявших на принятие правительственных решений. Несмотря на наличие существующей правовой базы в федеральных законах «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и других нормативно-правовых актах, полноценного механизма привлечения населения и общественности к решению экологических проблем и равноправному партнерству не наблюдается.

Учитывая тот факт, что методы дистанционного зондирования можно использовать в самом широком кругу межгосударственных проблем, необходимо решить на уровне Министерства иностранных дел Российской Федерации и министерств иностранных дел сопредельных государств (Казахстан, Китай, Монголия, Украина и др.) правовые вопросы совместного природопользования на приграничных территориях. В отдельных случаях целесообразно производить межгосударственную экологическую экспертизу по особо сложным и технологически опасным производствам, какими являются межгосударственные магистральные трубопроводы, в т.ч. прокладываемые по дну моря или пересекающие крупные реки.

Используя методы экологических изысканий и дистанционного зондирования для реализации государственного экологического контроля в межгосударственных отношениях между Российской Федерацией и Китаем, между Российской Федерацией и Монголией, следует определять масштабы паводков и наводнений на приграничных территориях, степень загрязнения водных объектов при техногенных авариях и стихийных природных явлениях, возможный эколого-экономический ущерб при чрезвычайных ситуациях с последствиями для качества окружающей среды.

В целях нормализации и развития устойчивого природопользования на приграничных территориях особое значение имеет экологически безопасное использование лесных ресурсов и лесных земель в России (Сибирский и Дальневосточный федеральные округа), Китае, Монголии, Казахстане. Лесной фонд страны — это совокупность лесов, лесных и нелесных земель в границах, установленных в соответствии с лесным и земельным законодательством. Общая площадь земель РФ, занятых лесами, составляет 1181,9 млн га, в том числе земли лесного фонда — 1118,4 млн. га. Леса приграничных территорий Сибири и Дальнего Востока — хвойные, твердолиственные и мягколиственные. Более половины лесов России произрастает на вечномерзлых почвах в условиях сурового климата, что определяет их низкую продуктивность. Приграничные леса вдоль Транссибирской магистрали истощены в результате интенсивной эксплуатации.

От состояния приграничных лесов в значительной мере зависит биоразнообразие лесных экосистем. Основными угрозами для устойчивого лесопользования в настоящее время являются: лесные пожары и пирогенные сукцессии; научно необоснованные системы рубок и заготовки недревесных ресурсов леса; отвод земель под цели, не связанные с ведением лесного хозяйства; техногенная деградация лесов под воздействием выбросов загрязнений в атмосферный воздух; антропогенные воздействия; нелегальные рубки, браконьерство, не санкционированное лесопользование; нерегулируемая рекреация.

Учитывая обширные масштабы приграничного лесопользования, следует повсеместно внедрять методы дистанционного зондирования для решения следующих оперативных и стратегических задач: оперативный спутниковый контроль за возникновением и прохождением лесных пожаров (общее число лесных пожаров в 2008 г. составило 25,6 тыс., при средней площади одного пожара в защитных лесах — 19 га; в эксплуатационных лесах — 218 га; в резервных лесах — 1375 га). Наиболее сложная лесопожарная обстановка систематически наблюдается на приграничных территориях в Бурятии, Тыве, Забайкальском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Курганской областях; определение с помощью методов ДЗЗ масштабов поражения лесов и эколого-экономического ущерба, наносимого лесными пожарами; контроль за несанкционированными лесными вырубками и заготовкой древесины.

В контексте межгосударственных отношений следует рассматривать проблемы устойчивого землепользования на приграничных территориях. Анализ данных государственного мониторинга земель показывает, что в Российской Федерации сохраняется тенденция ухудшения качества земель, интенсивно развиваются дефляция, эрозия, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание кустарником и мелколесьем. Водной эрозии в России подвержено 17,8% площади сельскохозяйственных угодий, ветровой — 8,4%, переувлажнению и заболачиванию — 12,3%, засолению — 20,1%. Для приграничных территорий Сибири характерны заболоченные, засоленные и эрозионные земли, ряд территорий подвержены опустыниванию, а также захламлены отходами производства и потребления. В данном случае методы дистанционного зондирования могут быть использованы смежными государствами для контроля за реализацией комплекса агрохимических, агробиологических, реабилитационных, фитосанитарных, противоэрозионных, мелиоративных мероприятий, регулирующих качество земельных ресурсов. В то же время целесообразно использовать методы ДЗЗ для контроля за свалками и полигонами отходов сопредельных приграничных территорий.

Не следует забывать и об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), которые имеют особый жесткий режим использования. В России общая площадь ООПТ на 1 января 2009 г. составила 34,4 млн. га, значительные площади заповедников, заказников и национальных парков сосредоточены в Красноярском и Хабаровском краях, Бурятии, Иркутской области, которые имеют внешнюю государственную границу с Китаем и Монголией. Методами ДЗЗ в данном случае может осуществляться экологический контроль за соблюдением особого режима, включая лесные пожары на территориях ООПТ, нарушения границ, незаконные рубки древесины, использование недревесных ресурсов леса, браконьерство.

По расчетам специалистов Научного центра аэрокосмического мониторинга «АЭРОКОСМОС» экономическая эффективность применения современных методов и технологий аэрокосмического мониторинга окружающей природной среды выше традиционных методов примерно в 2,72 раза. Кроме того, следует учитывать масштабность приграничных территорий России, Китая, Монголии, Казахстана, их труднодоступность для инспекторского состава, что компенсируется при реализации методов дистанционного зондирования.

Публикации

Hexagon выпускает Luciad 2020.1
Подразделение Hexagon Geospatial запустило Luciad 2020.1, существенное… ещё
VeriDaaS планирует проект по картографированию LiD…
VeriDaaS Corp., компания, занимающаяся геопространственными решениями,… ещё
Esri UK в партнерстве с Heliguy
Esri UK объявила о новом партнерстве со специалистами по дронам Heliguy… ещё
Интеграция между роботами, GNSS, лазерным сканиров…
Trimble и Boston Dynamics объявили о стратегическом альянсе для интеграции… ещё