Ключевые проблемы инженерно-геологических изысканий в России сегодня

проблемы Проблем в сфере инженерно-геологических изысканий в России сегодня много. Однако из них можно выделить пять наиболее острых.

1. Отсутствие своевременного и стабильного финансирования.

Очевидно, что инженерно-геологические изыскания для строительства (ИГИ) должны предшествовать проектированию и тем более собственно строительству. Однако в сложившейся практике открытие финансирования, как правило, увязано непосредственно с началом строительства — лишь при этом часть выделяемой суммы направляется на выполнение инженерных изысканий, в том числе ИГИ. Таким образом, все три основных этапа строительного цикла — изыскания, проектирование и строительно-монтажные работы стартуют одновременно.

Такое неприемлемое положение вещей складывается даже в отношении крупнейших объектов общегосударственного значения. Из последних можно назвать комплекс олимпийских объектов к Сочи, железную дорогу Томмот — Якутск и др. Более того, обычно существует значительный промежуток времени между открытием финансирования и попаданием средств к непосредственному исполнителю ИГИ. За это время деньги, как правило, проходят целый ряд «организаций-фильтров», так что в конце концов исполнитель не располагает для выполнения качественных инженерно-геологических изысканий ни достаточным временем, ни достаточным финансированием даже по минимуму.

Сегодня совершенно обычна картина, когда на строительной площадке или на трассе одновременно работает строительная и изыскательская техника. Строительство уже осуществляется в то время, когда проектная документация с результатами изысканий еще только рассматривается экспертизой. При этом с самым серьезным видом делаются замечания, по которым данная документация дорабатывается и перерабатывается, причем обе стороны прекрасно понимают цену этой работе. В конце концов, инженерные изыскания, в том числе и геологические, превращаются в фарс, нужный только для постановки соответствующей «галочки», но при этом все же требующий определенных затрат.

2. Отсутствие крупных «игроков» в области инженерно-геологических изысканий

На сегодняшний день работает очень мало организаций, способных самостоятельно выполнять ИГИ в полном объеме, «под ключ» — от разработки сметно-договорной документации до выпуска технического отчета, не прибегая к услугам суб- и суб-субподрядчиков (т.е. организаций, которые располагают соответствующей кадровой, материально-технической и программной базой для выполнения всех видов полевых, лабораторных и камеральных работ на современном уровне и в значительных объемах).

В настоящее же время рынок инженерно-геологических изысканий в значительной мере принадлежит посредническим структурам, которые так или иначе аффилированы с источниками финансирования. Такие организации выступают в качестве технических заказчиков, генеральных подрядчиков и пр., чьи функции состоят в подборе организаций, непосредственно выполняющих инженерно-геологические изыскания, по принципу «числом поболее, ценою подешевле» и, увы, в присвоении части средств, выделенных на эти цели.

3. Отсутствие внятной и непротиворечивой нормативной базы

Существование сегодня двух «равноправных», но во многом противоречащих друг другу основополагающих для отрасли нормативных документов (СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» и актуализированной редакции этого документа — СП 47.13330) вносит сумятицу в работу исполнителей инженерно-геологических изысканий, приводит к осложнениям во взаимодействии исполнителей, заказчиков, контролирующих структур.

4. Отсутствие перспективного планирования

Отсутствие планирования даже в отношении крупных федеральных, региональных и корпоративных игроков. Эго приводит к невозможности осуществлять опережающее инженерно-геологическое изучение соответствующих участков и трасс, что в обязательном порядке осуществлялось для советских проектов подобного уровня, как, например, в случае с Байкало-Амурской магистралью (БАМ), где изыскательские работы только последнею периода (не считая довоенною) продолжались семь лет — от их возобновления в 1967 г. до начала строительства в 1974 г. В результате вся трасса длиной более 3,5 тыс. км (учитывая участок Тында — Беркакит), проходящая в экстремально сложных и разнообразных инженерно-геологических условиях была достаточно хорошо изучена до начала строительства. А, например, проблема изысканий для строительства моста через Керченский пролив, ранее обсуждаемая многие годы, как выяснилось сегодня, перед запланированным началом строительства, геология пролива практически так и не изучена в необходимой мере.

5. Порочный применительно к инженерным изысканиям критерий, заложенный в основу состязательного выбора исполнителя, «кто дешевле»

Инженерно-геологические изыскания по стоимости составляют первые проценты или доли процента от стоимости строительно-монтажных работ (CMP), а в полноценном, грамотном и творческом исполнении могут давать значительную экономию не только при СМР, по и при последующей эксплуатации объектов, как это было, например, с решением проблемы наледной опасности при проектировании железной дороги Беркакит Томмот в Якутии, когда вместо применения дорогостоящих противоналедных мероприятий были изысканы пути обхода наледных участков, что значительно удешевило как строительство, так и (особенно) эксплуатацию магистрали. Но на такой результат способна только самодостаточная, высокопрофессиональная и финансово никем не ущемляемая организация. Экономия на инженерно-геологических изысканиях и вообще на инженерных изысканиях — это типичная «экономия на спичках».

Наумов М.С.

 

Публикации

Hexagon выпускает Luciad 2020.1
Подразделение Hexagon Geospatial запустило Luciad 2020.1, существенное… ещё
VeriDaaS планирует проект по картографированию LiD…
VeriDaaS Corp., компания, занимающаяся геопространственными решениями,… ещё
Esri UK в партнерстве с Heliguy
Esri UK объявила о новом партнерстве со специалистами по дронам Heliguy… ещё
Интеграция между роботами, GNSS, лазерным сканиров…
Trimble и Boston Dynamics объявили о стратегическом альянсе для интеграции… ещё