Мостовые переходы через большие водотоки представляют собой сооружение, состоящее из: моста, включающего в себя опоры и пролеты строения; подходов к мосту ― земляных дамб; системы регулирования для плавного и безопасного пропуска водного потока.
В состав работ при изысканиях мостовых переходов входят:
- Топографо-геодезические изыскания: трассирование по всем вариантам трассы для выбора оптимального места мостового перехода; съемка участка мостового перехода для составления генерального плана; определение длины мостового перехода, привязка опор к пикетажу трассы.
- Инженерно-геологические изыскания: крупномасштабная инженерно-геологическая съемка района перехода; детальная геологическая разведка места перехода, составление геологического профиля; разведка карьеров строительных материалов.
- Гидрометрические измерения: определение высот характерных уровней воды; измерение скоростей течения; определение живого сечения, уклонов и расход воды; наблюдения на морфометрических створах.
Выбор оптимального места устройства мостового перехода выполняют на основе топографо-геодезической и геологической информации. Выбранный мостовый переход должен хорошо увязываться с общим направлением трассы и удовлетворять следующим требованиям:
- ось перехода располагают примерно перпендикулярно к направлению течения реки (в пределах 5 – 10 °), в особых случаях допускается косое пересечение;
- трасса должна пересекать реку в самой узкой и возвышенной части поймы, вдали от перекатов, избегая отмелей, островов, мест с крутыми поворотами русла, притоков других рек и ручьев;
- благоприятные геологические условия: неглубокое залегание коренных пород; пологий рельеф на берегах; русло реки должно быть устойчивым и постоянным во времени; отсутствие оползневых и карстовых явлений.
Для выбора оптимальной трассы необходимо иметь топографические планы масштабов 1:10000 – 1:5000, на которые нанесены изменения, произошедшие с момента съемки до момента проведения изысканий. Съемка участка мостового перехода для обеспечения проектирования и составления ситуационного плана выполняется в масштабе 1:10000 – 1:5000 тахеометрическим способом или же план составляется в камеральных условиях.
Для проектирования мостового перехода на стадии рабочих чертежей необходим детальный план в масштабе 1:2000 – 1:1000 с высотой сечения h = 0,5 м. В съемку включают коренное русло и прилегающую пойму до отметки, превышающей на 1 – 2 метра расчетный уровень высоких вод. Применяют тахеометрическую съемку или наземную стереофотограмметрическую съемку.
Топографические съемки участка мостового перехода включают и съемку подводного рельефа. Промеры глубин зимой выполняют со льда, летом ― с лодки. В каждой промерной вертикали определяют глубину реки, плановое положение вертикали, отметку уровня воды в момент промера на водомерных постах. Глубину измеряют рейкой или речным эхолотом. Плановое положение промерных вертикалей определяют засечками с базиса, расположенного на берегу. При рисовке рельефа горизонтали после линии уреза воды продолжают без изломов и смещений в виде изобат.
Если мост проектируется в населенном пункте, на пересечении транспортных или подземных коммуникаций, необходима съемка в масштабе 1:500. Съемку по обоим берегам ведут в единой условной системе координат и высот. Ось моста принимают за одну из осей условной системы координат. В процессе изысканий определяют длину мостового перехода между двумя точками, расположенными на противоположных берегах в незатопляемых местах. Этот параметр является исходным для проектирования моста. Длина мостового перехода измеряется светодальномером, тахеометром или параллактическим способом.