Российский рынок геодезического оборудования переживает не лучшие времена. Маркетологи говорят, что в глобальном смысле сегодняшняя рыночная ситуация мало отличается от российской действительности. Пока общая экономическая ситуация не способствует увеличению объемов продаж, так как все компании-продавцы работают в основном в высоких ценовых сегментах, где происходит основное «сжатие» спроса, в том числе из-за изменения курсов валют и соответственно повышения цен, и все это оказывает негативное влияние на продажи.
Впрочем, практически, все продавцы исходят из того, что это временная ситуация, и маркетологи убеждены в сильном потенциале бизнеса в России, поскольку с укреплением рубля будут возможны небольшие снижения стоимости геодезических приборов. Рынок «насыщен». При этом продавцы практически перестали зарабатывать на продажах геодезических приборов. В летние-осенние месяцы всегда происходит традиционное снижение объемов продаж. С одной стороны, это связано с общим снижением активности, а с другой ― все заказчики геодезического оборудования усиленно работают, используя благоприятный период для выполнения объемов строительных, дорожных и других работ.
«Аномалии» падения продаж способствует еще и общая экономическая неопределенность. Очевидно, общее влияние санкций затронет и сам рынок, оно будет достаточно слабым, так как все участники уже привыкли существовать в условиях санкций. К тому же маркетологи упорно говорят о том, что в России часть структуры рынка геодезического оборудования смещается в сторону дешевых ценовых сегментов, которыми активно наполнялся рынок особенно в последние годы. Сегодняшняя стоимость портфеля заказов геодезических приборов зависит от качества и объема предложений потребителей и от общего соотношения спроса и предложения на рынке. В среднем стоимость по рынку ежемесячного портфеля заказов относительно высока, при этом не исключены и демпинговые сделки. Юридического запрета на продажу оборудования по демпинговым ценам нет, но такие сделки чреваты, как правило, репутационными рисками.
Сегодня одна из главных движущих сил текущего спроса ― необходимость обновления приборного парка. С учетом слабого спроса маркетологи рекомендуют гораздо эффективнее работать с уже имеющимся каналом продаж, поскольку именно там у вас есть практически «готовые» потребители с необходимым финансовым обеспечением, которым нужно только объяснить реальные преимущества нового геодезического оборудования, например, тахеометров-роботов Leica Viva TS16 I и Leica Nova MS60. То есть сейчас маркетинговые усилия должны быть приложены к внутренним базам конкретной компании. Это не просто борьба за потребителей, а возможность отстоять или серьезно увеличить свою долю на уже поделенном рынке.
Базы потребителей, особенно давно работающих на рынке компаний, это всегда «лакомые куски», однако размер такого куска для конкретной компании с учетом снижения продаж зависит от ее активности на рынке и конкурентных преимуществ ее предложений. Поэтому все компании планируют и реализуют специальные акции по продажам геодезических приборов. Например, сейчас мировой приборостроительный бренд Leica предлагает привлекательные, акционные цены на комплект ровера — приемник Leica GS08plus и на комплект приемников Leica GS14 (база + ровер). Кроме того, компания Hexagon Geosystems предлагает новую услугу — аренда геодезического оборудования Leica Geosystems без залоговой стоимости, что свидетельствует о низком, как никогда, спросе. Сегодня интерес потребителей к новому оборудованию очень слабый, что не позволяет рассчитывать на успешные продажи.
В этом году, например, рынки Москвы и Санкт-Петербурга оказались одними из самых устойчи вых в условиях продолжающегося спада спроса на геодезические приборы. Например, рыночная доля Москвы остается стабильно высокой и показывает более консервативный рост по сравнению с другими географическими сегментами российского рынка. К тому же на московском рынке представлено много заказчиков, приобретающих геодезическое оборудование уже много лет, и при этом никакой обратной рокировки на рынке не происходит.
В текущем году рубль уверенно укрепляется по отношению к мировым валютам, и это обеспечивает некоторую поддержку прибыли компаний-поставщиков геодезических приборов. При этом многие фирмы в 2015–2016 годах значительно сократили свои расходы и количество сотрудников, что тоже обеспечивает «плавучесть» компаний в этот сложный период.
Вполне естественно, что все продавцы надеются достичь операционной безубыточности в конце 2017 года, что в принципе возможно, при сохранении позитивных трендов. Эксперты считают, что в целом до конца года положительные тенденции в экономике сохранятся, так как сегменты рынка восстанавливаются, а результаты деятельности компаний все-таки будут лучше за счет сезонных продаж.