В настоящее время каких-то глобальных перемен на российском рынке геодезического приборостроения не происходит. Традиционно высокий спрос весенне-летнего периода на рынке отсутствует. Вряд ли покажется эффективной стратегия «заваливания» потребителей новинками сегодняшнего приборостроения.
Маркетологи считают, что такие хлопоты отдельных брендов – это напрасная трата времени и репутации, так как представлять новые модели необходимо, когда их ждут, а не тогда, когда они готовы. Очевидно, подобная стратегия не в интересах самих приборостроительных брендов. При этом из-за сохраняющейся экономической нестабильности маркетологи предлагают придерживаться более консервативной (нишевой) стратегии.
Как известно, одним из условий выживания компаний является доходность продаж в конкретных сегментах российского рынка. Вопрос в том, насколько эти сегменты большие в кризисные периоды, и можно ли добиться такой плотности заказов, которая позволяла бы окупать затраты, в том числе и на «привлечение» потребителей. В кризис рынок стал более конкурентным и необходимо искать новые стратегии работы на нем.
Если рынок постоянно «сжимается», то это достаточно сложно компенсировать, так как компании нуждаются в устойчивом бизнесе. При этом маркетологи довольно часто говорят о том, что рыночная доля практически не имеет большого смысла, если она не приносит прибыль.
Впрочем, в текущем году отдельные маркетологи видят тенденции и определенного выравнивания рынка с дифференциацией от +5% до –5%. Но при этом они практически уверены, что больше не увидят сильного падения спроса на геодезические приборы, как это было в последние годы.
То есть прогноз маркетологов на перспективу – абсолютно «ровный» рынок без резких колебаний. Сегодня можно, даже при сохранении объемов продаж, добиться увеличения прибыли, продавая как можно больше наукоемкого оборудования: электронных тахеометров, GNSS-приемников и др. При этом если компании в прошлом теряли части своей доли рынка, то в 2017 году можно укреплять доли в некоторых сегментах российского рынка.
Многие продавцы участвуют в государственных тендерах, где иногда возникает и отрицательная прибыль. И все это делается для того, чтобы удержать свою долю рынка, хотя при этом прибыльность отдельных контрактов остается под вопросом. В принципе сегодня практически у любой компании есть продажи геодезических приборов: с большим объемом и незначительной прибылью или с небольшим объемом продаж и существенной прибылью.
Очевидно, в каждом случае ситуация рассматривается более конкретно, так как есть стратегически важные контракты, в которых прибыль не всегда занимает первые места. Если сохранится стабильная динамика цен на импортное геодезическое оборудование, то будет происходить постепенное восстановление спроса. Вместе с тем количество платежеспособных потребителей пока уменьшается, доходы потребителей не растут, покупательская способность падает. С другой стороны, низкий уровень продаж не позволяет рынку серьезно расти, так как у потребителей по-прежнему нет денег, и одновременно все покупатели ждут снижения цен на геодезические приборы.
Как известно, в прошлом году сработал «отложенный спрос» на геодезическое оборудование, и он был удовлетворен, но сейчас накапливается новый спрос. Также наблюдается необычная ситуация, когда цены на геодезические приборы установлены существенно ниже рыночных, т.е. наблюдается демпинг цен, который позволяет в жесткой конкурентной борьбе получать дополнительный приток потребителей.
По прогнозам маркетологов, спрос на геодезические приборы должен несколько увеличиться во второй половине 2017 года. С другой стороны, спрос на вторичном рынке все-таки растет, однако его темпы ниже прогнозируемых на фоне высокой конкуренции на рынке нового геодезического оборудования. В то же время в России всегда найдутся мировые бренды, например, Leica и Sokkia, которые уже много лет работают на этом рынке и которые видели и более серьезные потрясения.
Сегодня на рынке нет недостатка в предложениях геодезического оборудования, скорее, наоборот, это оборудование даже более широко представлено, чем в прошлые годы. И удивляться здесь нечему, как подчеркивают маркетологи, на потребителя сейчас можно идти широкой маркетинговой сетью, предлагая оборудование, как в таких случаях говорят, на «любой вкус и кошелек».
Вместе с тем необходимо разделять сегменты новых потребителей, которым еще только предстоит работать с новым оборудованием, не отвлекаясь на бренды, и сегменты так называемых «матерых» потребителей, которые весьма напряженно следят не только за сменой образцов оборудования, но и за инновационными «наворотами» конкретного бренда, что, впрочем, дополнительно осложняет работу маркетологов, призванных искать определенные тенденции заинтересованности потребителей при выпуске конкретной модели геодезического прибора.
В целом, подобная интересная тенденция, заслуживающая внимания, наметилась и на российском рынке. Моделей геодезического оборудования различных брендов стало в несколько раз больше по сравнению с потребителями, количество которых пока не растет и которые уже начали «роптать» на «зверские» цены сегодняшнего оборудования. В то же время именно сегодня вся мировая отрасль геодезического приборостроения ищет ответы на вопросы, что ждет ее завтра. Будет ли в этом «завтра» место, например, классическим электронным тахеометрам, оптическим нивелирам или оптическое приборостроение вообще исчезнет под натиском электроники.
Тахеометры-роботы пока считаются демонстрацией невероятных инженерных решений, поскольку это практически новый уровень сложности, а сами модули и конструкция тахеометра-робота в целом переосмысливаются потребителями фактически заново. Сейчас тахеометры-роботы выпускаются как бы небольшими партиями и это, как ни странно, не только спасает их, но и способствует их дальнейшей «раскрутке», так как потребители стали воспринимать их как нечто концептуальное и очень-очень производительное, а потому и притягательное.
Основная причина осторожного отношения многих потребителей к новым технологиям заключается не только в том, что они пока не готовы к масштабному внедрению тахеометров-роботов и отсутствуют специалисты, умеющие профессионально обращаться с подобной техникой. Главное, что компании не стремятся тратить свои финансовые ресурсы на создание такой высокоинтеллектуальной геодезической системы. То есть сейчас российские компании, как бы делают шаг назад, чтобы потом делать большие шаги вперед.