Особенности инженерно-геологических изысканий в разных регионах России

1

Инженерно-геологические и инженерно-геотехнические работы по праву считаются одними из наиболее сложных и ответственных видов изысканий, для успешного выполнения которых требуется привлечение значительных материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. Об этом свидетельствуют также сметная стоимость (нередко превышающая 60-70% стоимости всего комплекса изысканий для строительства или реконструкции), широкий перечень полевых, лабораторных и камеральных работ, сроки выполнения и, как правило, повышенное внимание экспертизы к результатам геологических работ, имеющим решающее значение при выборе проектных решений, строительстве и эксплуатации инженерных объектов.

Говоря об изысканиях на территории всей страны, необходимо подчеркнуть многообразие инженерно-геологических условий в пределах Российской Федерации. Различные климатические, тектонические, геологические, геокриологические, гидрогеологические и геоморфологические условия, инфраструктурная неоднородность регионов и, наконец, значительная удаленность многих проектируемых объектов от мест базового размещения производственных и лабораторных комплексов ставят перед изыскателями целый ряд непростых задач, от скорости и эффективности решения которых зависят сроки и качество выполнения работ.

В советский, особенно в послевоенный, период, эти факторы вместе с ростом капитального строительства привели к расширению организованного в 1932 году Всесоюзного треста строительно-технических изысканий (ВТИЗ) и к созданию в региональных центрах страны базовых трестов инженерно-строительных изысканий (ТИСИз), выполнявших исследования на близлежащих территориях и сыгравших важную роль в становлении и развитии отрасли наряду с ведущими производственными и научно-исследовательскими институтами. Многие из них успешно работают и сегодня, на высоком уровне выполняя изыскания в самых разных районах страны.

С переходом к рыночным отношениям инженерные изыскания начали выполнять также и новые компании, стали использоваться иные экономические инструменты, методики и оборудование для производства работ. Сократились сроки выполнения изысканий и проектирования, изменились строительные технологии. Были разработаны новые стандарты, нормы и правила. Однако с переходом отрасли на саморегулирование изменился и подход к изыскательской деятельности. Соглашаясь с М.И. Богдановым, следует отметить, что сегодня изыскания стали деятельностью в большей степени предпринимательской, нежели профессиональной, с подобающим уровнем ответственности. В результате на страницах специализированных изданий, в докладах конференций и особенно «в кулуарах» все чаще высказываются мнения о несоответствующем качестве материалов изысканий, неоднозначных результатах конкурсных торгов, вызывающих недовольство многих участников рынка, и раздаются призывы к монополизации изыскательской и строительной деятельности в отдельных регионах. Причем подобные заявления звучат даже на федеральном уровне.

В связи с вышесказанным обращает на себя внимание публикация в журнале «Инженерные изыскания» о проблемах и особенностях инженерных изысканий на Дальнем Востоке. В этой статье указывается на преимущества «местных» изыскательских организаций и «несовершенство» процедур конкурсных аукционов, позволяющих претендентам из других регионов выигрывать торги за счет снижения стоимости. В заключении делается неоднозначный вывод о необходимости изменения существующей ситуации. С одной стороны, предлагается как можно более полно использовать опыт региональных изыскателей, что не вызывает никаких возражений в случаях адекватных ценовых предложений. С другой стороны, отмечаются геополитическая важность дальневосточных регионов и районов Крайнего Севера и в свете этого необходимость поддержания кадровой базы регионов. При этом основной акцент делается на необходимости внешних «вливаний», а не на повышении собственной эффективности.

В качестве конкурентных преимуществ и других особенностей в работе местных организаций отмечаются лучшая мобильность, знание местной специфики инженерно-геологических условий, наличие специальных технических средств и оборудования (вездеходов, малогабаритных буровых установок, гусеничных транспортеров и пр.), большая стоимость затрат на содержание материально-технической базы и обеспечение зарплатного фонда специалистов и, как следствие, необходимость учета повышающих коэффициентов при расчете стоимости работ. При этом автор публикации подчеркивает, что для соблюдения основных принципов конкурсных торгов, направленных на обеспечение качества, надежности и приемлемых ценовых показателей инженерных изысканий, все их участники должны быть поставлены в равные условия.

Для обозначения масштабного уровня сравнений следует отметить, что речь пойдет о проектах, участие в которых может представлять интерес для организаций независимо от их размещения на территории Российской Федерации, то есть о достаточно больших и, как правило, комплексных работах. Очевидно, что большинство подобных объектов сегодня в той или иной степени связано с нефтегазовым комплексом, а основными их заказчиками выступают глобальные энергетические компании.

Проектирование подобных объектов в большинстве случаев осуществляют ведущие проектно-изыскательские институты страны. Причем размещение головных офисов этих организаций не влияет ни на географию проводимых работ, ни на качество выполняемых изысканий. Это обусловлено высоким уровнем подготовки руководителей и специалистов и огромным практическим опытом проведения работ в различных уголках нашей страны. Отлаженные механизмы взаимодействия изыскательских подразделений внутри компаний и годами наработанные внешние связи позволяют успешно выполнять изыскания в весьма суровых природных условиях полуострова Ямал, острова Сахалин, Якутии, Дальнего Востока и пр.

Очевидно, что «местная специфика инженерно-геологических условий» не может стать фактором, ограничивающим возможность выполнения работ ни крупнейшими, ни какими-либо другими организациями. Это противоречит самой сути инженерно-геологических изысканий, призванных обеспечивать комплексное изучение инженерно-геологических условий района проектируемого строительства и составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий в сфере взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой для получения необходимых и достаточных материалов для проектирования, строительства и эксплуатации объектов. Для выявления специфики местных условий нормативно-методическая база изысканий предписывает выполнять сбор и обработку материалов изысканий прошлых лет, а сами работы проводятся поэтапно с повышением детальности и достоверности при переходе от ранних этапов к более поздним.

Разнообразие природных условий нашей страны и необходимость проведения работ в течение всего года ведут к расширению и модернизации материально-технической базы изыскательских организаций. Безусловно, условия конкретного региона определяют перечень наиболее востребованных средств производства работ, отвечающих особенностям местности и задачам изысканий. Однако не стоит забывать, что 60-65% территории нашей страны занимает область распространения многолетнемерзлых пород. Еще большие площади труднодоступны по причине отсутствия дорог и иных объектов инфраструктуры. Соответствующим образом формируется и парк буровой техники и специальных технических средств для выполнения изысканий.

Производители техники и оборудования также учитывают специфику российских регионов и предлагают вездеходную, колесную и переносную технику различных классов. При необходимости доставка техники к участкам работ возможна железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным транспортом. При этом действительно удаленные районы строительства (Чукотка, Восточная Сибирь, Камчатка и др.) на практике оказываются в равной степени труднодоступными для условно «местных» и «неместных» организаций. Сроки подготовки к работам, переброска техники и развертывание полевых баз, как правило, не превышают длительность периода мобилизации, предусмотренного конкурсной документацией и программой работ. Гораздо большее время требуется на согласование и подписание различных документов, получение исходных данных, оформление разрешений, проведение подготовительных работ на участках (рекогносцировочное обследование, разбивку опорной сети, рубку леса и пр.).

2

К примеру, срок перевозки двух буровых на трале из Москвы в порт Ванино составляет 10-14 дней (в зависимости от сезона). Еще за неделю (с учетом переправы) можно добраться до севера Сахалина. Для некоторых регионов доступен также железнодорожный транспорт, хотя стоимость такой перевозки выше, а ее сроки больше. Время железнодорожной доставки из Москвы во Владивосток составляет около 25-30 дней, в Лабытнанги — 21-25 дней. Возможно, такая продолжительность периода мобилизации может показаться слишком большой. Но давайте вспомним, сколько реального времени уходит на другую подготовку — заброску топлива, получение разрешений, геодезические работы и пр. В этом свете доставка техники на объект является лишь малой частью комплекса работ, несущественно влияющей на запланированные сроки и общую стоимость.

Конечно, транспортировка собственной техники в удаленные районы является мерой в большей степени вынужденной. В практике работ очень распространено привлечение на субподряд организаций, владеющих парком буровой и вспомогательной техники. Это позволяет экономить время и сокращать издержки. Из негативных моментов стоит отметить ограниченный в отдельных случаях выбор буровой техники и повышенный риск срыва сроков работ по вине субподрядчиков. И если первое обстоятельство труднопреодолимо, то второе определяется выбором партнера (при наличии альтернативы) и его компетентностью.

По опыту работ, в которых принимал участие автор, субподрядное бурение дает более хорошие результаты при наличии собственных геологов на каждой буровой и сдельной оплаты, наилучшим образом компенсирующей возможные погодные неурядицы и поломки техники. Практически в каждом городе можно встретить изыскательские организации с должным уровнем оснащения и квалификации — приходилось сотрудничать с коллегами из Астрахани, Волгограда, Воркуты, Воронежа, Нерюнгри, Нижнего Новгорода, Нового Уренгоя, Перми, Самары, Салехарда, Твери, Хабаровска, Уфы, Южно-Сахалинска, Якутска и других городов. И в большинстве случаев такой подход оправдывал себя. Исключение составляли случаи, когда возможности субподрядчика оказывались ограниченными или переоцененными и потому недоступными в рамках субподрядных работ. Последнее особенно характерно именно для Дальнего Востока, в отдельных районах которого сложившийся в особых экономических условиях рынок изысканий по-прежнему диктует свои правила формирования стоимости геологических работ.

Как известно, стоимость инженерно-геологических изысканий определяется исходя из стоимости бурения, полевых и лабораторных испытаний грунтов и камеральных работ. При этом на буровые работы приходится от 30 до 50% общей стоимости изысканий. Несмотря на существование справочников базовых цен, стоимость этих работ варьирует на территории нашей страны в широких пределах, и эти колебания редко связаны с неодинаковой сложностью бурения пород разных категорий. Автору приходилось сталкиваться с разнообразными предложениями. Так, к западу от Урала средняя рыночная стоимость колонкового бурения инженерно-геологических скважин в талых грунтах I–IV категорий составляет от 1,5 до 2,5 тыс. руб. за 1 пог. м.

В то же время на Сахалине средняя стоимость бурения грунтов этих категорий варьирует от 5,5 до 8,0 тыс. руб. за 1 пог. м. Для сравнения приведем еще несколько цифр. Бурение грунтов III–VII категорий может стоить: в Западной Сибири — 3-6 тыс. руб. за 1 пог. м; на Ямале, в Восточной Сибири — 5-8 тыс. руб. за 1 пог. м (причем речь идет о многолетнемерзлых рыхлых и коренных породах); на Камчатке — 7-12 тыс. руб. (и более) за 1 пог. м практически независимо от того, идет ли речь о крупнообломочных или о песчано-глинистых грунтах. Стоит также подчеркнуть, что в соответствии со справочником базовые стоимости колонкового бурения пород I и VII категорий различаются всего в два раза. Все остальные различия следует относить к категории безальтернативных предложений, оправдываемых дороговизной топлива, сложными природными условиями или, как упоминалось выше, «стоимостью затрат на содержание материально-технической базы и обеспечение зарплатного фонда специалистов».

Не нужно проводить глубокий анализ для сравнения условий жизни на Дальнем Востоке, в Сибири и в средней полосе России. Различия, безусловно, существуют. Однако даже при самых категоричных оценках разница цен на основные группы товаров и услуг (топливо, услуги ЖКХ и пр.) не превышает 1,5-2 раз, а для по-прежнему дотационных районов и того меньше. Стоит ли говорить, что различия в стоимости такого сравнительно несложного вида деятельности, как бурение скважин, достигающие 4-5 раз и более в разных регионах нашей страны, объясняются причинами неэкономического характера. И это очевидно не только изыскателям. Заказчики работ все чаще снижают стоимость изысканий еще до начала проведения конкурсных торгов, при этом не ставя целью ущемление прав региональных исполнителей, а лишь стремясь минимизировать издержки за счет внимательного отношения к расчету сметной стоимости. Именно по этой причине готовые к конкуренции компании «с материка» все чаще можно встретить на еще недавно закрытых для них дальневосточных территориях. В то время как отдельные местные изыскатели жалуются на «некорректное проведение конкурсных торгов», техника из Центральной России работает на Амуре, во Владивостоке, на Сахалине.

2

Специализированные грунтовые лаборатории в Центральной России также часто предлагают свои услуги по ценам гораздо привлекательнее региональных. При этом они располагают новейшим оборудованием и значительными мощностями, которые не всегда есть в региональных лабораториях. Учитывая общий объем исследований, необходимый для выполнения комплексных работ, значение стоимости и сроков выполнения лабораторных испытаний трудно переоценить. Именно поэтому большие объемы грунтов из самых удаленных регионов испытываются в Москве, Санкт-Петербурге и других городах европейской части страны.

Говоря о Сахалине, нельзя не отметить, что многие давно и качественно работающие изыскательские компании на острове бывают загружены работой на многие месяцы вперед и ни о каком давлении с материка даже не подозревают. Опыт сотрудничества с ними показывает, что причина этого проста и кроется в высоком качестве производимых ими работ и приемлемых расценках, устраивающих заказчиков. Этот пример позволяет сделать вывод об отсутствии существенных различий между изыскательскими организациями в различных регионах нашей страны по параметрам, рассмотренным в статье. Различаются лишь подходы разных компаний к изыскательской деятельности, которая сегодня перестает быть источником сверхприбылей и постепенно восстанавливается как профессиональная строительная деятельность с понятными стоимостью, уровнями доходности и ответственности.

Вопреки расхожему мнению, уменьшение общей стоимости изысканий не всегда ведет к снижению качества работ и затягиванию сроков. Напротив, компании, ориентированные на небольшую, но постоянную прибыль, заинтересованы в выполнении работ в кратчайшие сроки и с наилучшим качеством. От этого зависят общее число реализованных проектов и перспективы дальнейшего развития. Другими словами, качество выполняемых работ имеет определяющее значение при долгосрочном планировании, так как позволяет выстраивать прочные партнерские отношения с проектными институтами и иметь широкий круг заказчиков не только в нефтегазовой, но и в других отраслях экономики.

Экспансия изыскателей из Центральной части России на восток, наблюдаемая в последние годы, свидетельствует о демонополизации региональных рынков изысканий и скорее о положительных изменениях в сфере конкурсных торгов, чем об их несовершенстве. Появление буровых московских изыскателей на Сахалине отражает сегодняшние реалии и способно побудить некоторых изыскателей в регионах задуматься об уже произошедших переменах и задаться вопросом: а готовы ли они отправиться в путь за работой?

Ермолов А.А.

Публикации

Hexagon выпускает Luciad 2020.1
Подразделение Hexagon Geospatial запустило Luciad 2020.1, существенное… ещё
VeriDaaS планирует проект по картографированию LiD…
VeriDaaS Corp., компания, занимающаяся геопространственными решениями,… ещё
Esri UK в партнерстве с Heliguy
Esri UK объявила о новом партнерстве со специалистами по дронам Heliguy… ещё
Интеграция между роботами, GNSS, лазерным сканиров…
Trimble и Boston Dynamics объявили о стратегическом альянсе для интеграции… ещё