В 20-30-х годах прошлого века в нашей стране развернулось масштабное строительство гидроэлектростанций, каналов, промышленных предприятий, что потребовало от инженеров всестороннего изучения условий строительства, в том числе, грунтов оснований. Именно это послужило важным толчком к пока еще медленному развитию и внедрению в практику инженерно-геологических исследований.
Для обоснования проектов применялись новые методы исследований. Например, при изысканиях Верхней Свирской плотины проводились полевые опыты на срез в шурфах, а на Камышинском створе были выполнены уникальные сдвиговые испытания на дне камеры кессона. При изысканиях для гидротехнического строительства проводились опытно-фильтрационные работы, велись наблюдения за динамикой подземных вод. На площадках промышленных предприятий в комплексе полевых исследований применялось динамическое зондирование грунтоносом. По данным испытаний выбирали допускаемую нагрузку на грунты основания.
При изысканиях под мостовые переходы проводились испытания одиночных свай и кустов свай. Индустриализация и электрификация страны потребовали проведения разнообразных геологических исследований, которые и привели к выделению особой самостоятельной отрасли геологии — инженерной геологии. Формально, как самостоятельная отрасль геологии, она выделилась в 1929 году, когда вместо Отдела подземных вод Геологического комитета был учрежден Центральный институт гидрогеологии и инженерной геологии.
Основоположником инженерной геологии в нашей стране является Ф. П. Саваренский. Большая заслуга в развитии этой науки, в том числе, внедрению теоретических исследований в практику, принадлежит В. А. Приклонскому, И. В. Попову, М. П. Семенову, Н. В. Коломенскому.
В предвоенные годы инженерно-геологические изыскания пополнились опытными работами по закреплению естественных оснований, испытаниями пород взрывами для оценки их устойчивости.
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов инженерно-геологические изыскания не прекратились, но изменился их характер. Война не оставляла времени на длительные исследования, предваряющие строительство. Изучение условий залегания грунтов и их свойств производилось параллельно со строительными работами. Так, по трассе свайно-ледяной железнодорожной переправы длиною 30 км через Ладожское озеро во время блокады Ленинграда в 1943 году без предварительных инженерно-геологических исследований было забито 34000 опытных свай. При забивке каждой сваи фиксировалось число ударов на 1 м погружения и конечные отказы. На основании полученных материалов были установлены протяженность и мощность слабых ленточных глин, что позволило выделить по трассе участки для забивки разных конструкций свайных опор применительно к несущим свойствам грунтового основания. Работа конструкций свайных опор была проверена опытными нагрузками. Выполненные исследования содействовали постройке переправы в сжатые сроки.
Во время войны геологи выполняли и многие другие задачи. В первую очередь, на них возлагалась ответственность за составление подробных географо-геологических карт местностей, как своих территорий, так и вражеских. На основании полученных данных прокладывались дороги для тяжелой военной техники, рылись окопы и строились укрепления. Немаловажным делом была и разведка полезных ископаемых, источников воды и пр.
После окончания войны инженерно-геологические изыскания получили мощный толчок. В связи с восстановлением разрушенного хозяйства потребовалось выполнение изыскательских работ в сжатые сроки. В этот период на строительных площадках стало широко применяться зондирование, вначале использовалось преимущественно динамическое, а затем и статическое.
С конца пятидесятых годов стали развиваться такие методы, как испытания грунтов штампами, вращательный, кольцевой и поступательный срез, прессиометрия. Все в больших объемах стали выполняться испытания натурных свай, а затем и моделей свай.
Важную роль стали играть геофизические методы — электроразведка, сейсморазведка, радиоизотопные методы. Появился пенетрационно-каротажный метод, объединивший статическое зондирование с радиоизотопными методами.
В послевоенный период были построены совершенно уникальные сооружения: крупные гидроузлы, теплоэлектростанции, атомные станции, объекты оборонного назначения. В ряде городов появились метрополитены. Крупные стройки способствовали развитию инженерно-геологических методов исследований.
Шестидесятые–семидесятые годы XX столетия ознаменовались подъемом полевых и лабораторных методов инженерно-геологических исследований. В этом большую роль сыграли ведущие ученые страны: Е. М. Сергеев, В. Д. Ломтадзе, Г.К. Бондарик, И.С. Комаров, В.И. Ферронский, Б.М. Ребрик, Л.С. Аморян, М.В. Чуринов, Ю.Г. Трофименков, Н.Н. Маслов, А.К. Ларионов и многие другие.
Архангельский И.В.
ООО «НПФ «НЕДРА»