Геодезические работы при проектировании и строительстве туннелей

Геодезические работы при проектировании и строительстве туннелей

Наиболее важными и ответственными являются работы, связанные с обеспечением сбоек подземных работ с необходимой точностью. При проектировании нужно получить необходимый топографо-геодезический материал, а при строительстве — правильно перенести в натуру оси трассы и очертание запроектированного тоннеля. Для удешевления строительства габаритный запас устанавливают как можно меньше (10 см для тоннелей метрополитена и ж/д). В результате этого повышаются требования к точности геодезических работ.

При строительстве геодезист выполняет очень большой объем работ:

  • контроль за вертикальностью проходки стволов;
  • проверка правильности установки каждого тюбинга;
  • ведение щита по трассе;
  • съемка контуров разработанной породы;
  • съемка контуров внутреннего очертания обделки тоннеля;
  • подсчет объемов выполненных работ по результатам выполненных съемок;
  • контроль за возможными смещениями точек съемочного обоснования;
  • наблюдения за деформациями тоннеля и сооружений на дневной поверхности.

При сдаче тоннеля в эксплуатацию вместе с исполнительными чертежами геодезисты сдают каталоги геодезического обоснования на поверхности и в тоннеле. При эксплуатации тоннелей геодезисты производят измерения для определения величины деформаций и принимают участие при рихтовке и переукладке путей.

Способы проектирования трассы тоннеля

Применяют два способа проектирования трассы: геометрический и аналитический. При геометрическом способе ось тоннеля трассируется непосредственно на поверхности земли. Измеренные углы и линии вынесенной и закрепленной в натуре оси тоннеля принимают за основу при перенесении оси под землей. Поэтому ошибки геодезических измерений оказывают влияния на точность проектирования. Способ применим при сравнительно несложных топографических условиях и при отсутствии застройки.

Аналитический способ применяют при проектировании метрополитенов и тоннелей в сложных топографических условиях. Сущность способа заключается в следующем:

  1. Трассу наносят на план масштаба 1:2000 или более мелкого масштаба.
  2. Графически определяют координаты вершин углов поворота.
  3. Решая обратные геодезические задачи, вычисляют азимуты трассы и расстояния между вершинами поворотов. Углы вычисляют до 0.1, а расстояние до мм.
  4. По азимутам отдельных участков определяют углы поворота и, задаваясь длинной радиусов круговых кривых вычисляют до мм длины кривых и линий тангенсов.
  5. Эти величины принимаются за основу для дальнейшего проектирования и вынесения оси тоннеля в процессе строительства.

Ошибки графического определения координат могут вызвать небольшое смешение трассы по отношению к ситуации, но все точки поворота трассы будут между собой строго математически согласованы. То есть, на точность проектных расчетов будут влиять только ошибки округлений при определении основных элементов трассы.

Публикации

Hexagon выпускает Luciad 2020.1
Подразделение Hexagon Geospatial запустило Luciad 2020.1, существенное… ещё
VeriDaaS планирует проект по картографированию LiD…
VeriDaaS Corp., компания, занимающаяся геопространственными решениями,… ещё
Esri UK в партнерстве с Heliguy
Esri UK объявила о новом партнерстве со специалистами по дронам Heliguy… ещё
Интеграция между роботами, GNSS, лазерным сканиров…
Trimble и Boston Dynamics объявили о стратегическом альянсе для интеграции… ещё