Выносу на местность проекта здания или сооружения предшествует специальная геодезическая подготовка, которая предусматривает его аналитический расчет, геодезическую привязку, составление разбивочных чертежей, разработку проекта производства геодезических работ (ГШГР). Для выноса проекта сооружения необходимо на местности иметь ряд пунктов с известными координатами, которые должны быть приведены в той же системе координат, в которой рассчитаны координаты основных точек сооружения. Координаты пунктов геодезической основы получают по результатам измерений и вычислений, произведенных при ее построении. Координаты же точек, принадлежащих сооружению, находят из графических измерении и аналитических вычислений, что обобщенно называется геодезической подготовкой проекта.
Генеральным планом (генпланом) называется проект размещения на плане или топографической карте крупного масштаба (1:500, 1:1000, 1:2000) зданий, сооружений и инженерных сетей, составляющих комплекс жилой застройки или стройплощадку промышленного предприятия. Генплан является важнейшим проектным документом, па основе которого разрабатывается проект планировки и застройки объектов строительства, инженерных коммуникаций, городского транспорта, очередности строительства и т.п.
На основе генплана составляются разбивочные чертежи для перенесения проектируемых объектов на местность; подготавливаются геодезические данные для проведения работ по вертикальной планировке и благоустройству территории. В зависимости от назначения различают генпланы сводные, поэлементные, строительные (стройгенпланы) и исполнительные.
При разработке проекта на крупное строительство не представляется возможным разместить на одном голографическом плане весь комплекс зданий, сооружений и коммуникаций. В этом случае комплекс проектируемых элементов расчленяют на ряд поэлементных генпланов, например, генплан наземных сооружений, подземных сооружений и инженерных сетей, дорожной сети, вертикальной планировки и др. Если все элементы проекта размешаются на одном документе, его называю сводным генпланом. Проект расположения комплекса или отдельных капитальных зданий и сооружений, а также временных сооружений, дорог, инженерных сетей и помещений, механизмов и вспомогательных цехов на период строительства называют стройгенпланом.
Геодезической основой при разработке генплана является опорная геодезическая сеть, которая используется для обеспечения инженерно-геодезических изысканий. Однако при проектировании на генплане объектов строительства и затем для перенесения проекта в натуру, геодезического обслуживания строительства и производства в дальнейшем исполнительных съемок требуется более густая геодезическая сеть. Не проектируют на генплане в развитие существующей и реализуют на местности. Выбор способа построения геодезической основы зависит от размеров территории и особенностей местности, вида строительства и требуемой точности построения сети, а также возможностей геодезической службы.
При разработке генплана застройки объектов жилищного и гражданского строительства в качестве разбивочной геодезической основы проектируют так называемые красные линии застройки. Красными линиями называют границы, отделяющие территорию застройки квартала от улиц, проездов, площадей и т.п.
Красную линию проектируют так, чтобы здания вдоль улиц располагались по линии застройки, отступающей от красной линии вглубь территории на магистральных улицах не менее 6 м, а на жилых — 3 м. Для перенесения красных линий в натуру необходимо знать координаты точек поворота линии. Координаты некоторых характерных точек красных линий (X, Y) определяют графически по координатной сетке топографического плана. Координаты остальных вычисляют аналитически по геометрическим связям между точками (длинам линий и углам между линиями). Координаты характерных точек выносимых в натуру зданий и сооружений также могут определяться как графически, если нет геометрических связей между сооружением и красной линией, так и аналитически, если такие связи существуют. Характерные точки красных линий, равно как точки и линии будущих сооружений выносят на местность от пунктов городской геодезической сети.
При разработке генпланов промышленных комплексов, аэропортов и т.п. геодезическую основу чаще создают в виде так называемой строительной сетки — системы знаков, образующих ряд прямоугольников или квадратов с длинами сторон 100, 200, 300 м, стороны которых параллельны основным осям проездов, зданий или сооружений. Такое построение создавало определенные преимущества при подготовке разбивочных элементов и выносе точек в натуру простыми способами (прямоугольных координат, створных засечек и пр.). В настоящее время строительные сетки утратили свою привлекательность и преимущества в связи с внедрением новой геодезической электронной аппаратуры.
Геометрической основой проекта для перенесения его на местности служат разбивочные оси, относительно которых в рабочих чертежах покачано расположение всех элементов и конструкций сооружения. Различают несколько видов разбивочных осей: главные, основные и промежуточные или монтажные. Главными осями являются оси симметрии зданий и сооружений.
Для линейных сооружений (дорог, плотин, каналов и пр.) главными осями служат продольные оси этих сооружений. Основными осями называются оси, определяющие форму и габариты зданий и сооружений. Промежуточные или детальные оси — это оси отдельных конструкций и элементов сооружения. Оси на чертежах изображают штриховыми линиями и обозначают буквами и цифрами, которые размещают в окружностях.